Адаптация к обучению в школе. Психологический кризис 6-7 лет

По мнению Битяновой М.Р. адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

 Важно понимать, что невозможно стать школьником в один момент. Ребенку необходимо разъяснять, в каких ситуациях он должен быть школьником, а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Привыкание ребенка к школе длиться от 2-3 месяцев до 1,5 лет. Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.).

Самоукина Н.В. выделяет следующие условия адаптации ребенка к школе:

-смена социальной позиции ребенка (из дошкольника в ученика). Новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным, большие нагрузки;

-смена ведущей деятельности (игровую — сюжетные и ролевые игры, фантазия, импровизация на учебную — запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу);

-психологическая адаптация через социальное окружение. Учитель (от отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, последствия — плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе, склонны к асоциальным поступкам). Класс (насколько прочно ребенок смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников). Семья (необходимость в эмоционально комфортной обстановке дома);

-острая проблемой является сдерживание двигательной активностиинициативного ребенка и активизация вялых и пассивных детей.

С началом обучения в школе  у детей могут возникать специфические реакции: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность.

Также необходимо учитывать уровень развития и организации психических процессов детей данного возраста. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требует от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Но наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Это несовершенство проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук у них еще очень несовершенны, что вызывает трудности при овладении письмом. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько ребенок управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет.

Пути и способы поддержки и помощи ребенка в адаптационный период

Основные характеристики Способы поддержки
Внимание Основные пути развития внимания — это разнообразная деятельность на уроке, возможность самостоятельной и творческой работы, что вызывает непосредственный интерес к материалу. Воспитание произвольного внимания также сводится к тренировке волевых усилий, а воспитанию привычки быть внимательным способствует четкая организация урока. Игры: «Лабиринт», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди лишнее» и другие.
Воля Ребенку тяжело преодолевать трудности, если у него нет достаточного запаса нервных и физических сил. Основной путь воспитания воли школьника — систематически организуемая учителями и родителями тренировка детьми волевого усилия. Демонстрация волевого поведения собственным примером и примерами любимых героев мультфильмов и кинофильмов. Немалую помощь оказывает физкультура, спорт и правильный режим, организация труда и отдыха. Привычка доводить начатое дело до конца.
Работоспособность Возможной помощью детям будет чередование различных видов деятельности, возможность отдыха во время урока для поддержания работоспособности. Физические упражнения утром под любимую ритмичную музыку.Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час.Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон. Простые правила: — пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает; — время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачи
мешают быстрому засыпанию и глубокому сну), а в занятиях, успокаивающих нервную систему; не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате; Помните, что потребность во сне ребенка и подростка в 10-12 лет составляет 9-10 часов.
Снятие напряжения если ребенок привык спать днем, лучше сохранить дневной сон;если ребенок сильно устает, можно укладывать его раньше;расслабляющие ванны с солями или травами (пустырник, шалфей);гулять на улице каждый день не менее 2-х часов;в школе двигательная активность ограничена, поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня — бег, подвижные игры, плавание, общефизическая нагрузка  — не отдавать ребенка в секции на первом году обучения.боксерская груша, снежки (на улице или бумажные снежки);раз в неделю устраивать для ребенка дни разрядки, отдыха и, если хотите, баловства («Петушиные бои», «Сбить противника подушкой с газеты»). дыхательные упражнения. Регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Например: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5-6 раз подряд. Исходное положение — лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.отреагирование гнева: комкать и рвать бумагу; топать ногами, громко кричать в «стаканчик» или «трубу» сделанную из ватмана; втирать пластилин в картон или бумагу и др. родители, если как стиль общения: противоречивость требований к ребенку; собственные частые негативные эмоциональные состояния, отсутствие навыков контроля и саморегуляции.           
Тонкая моторика Лепка, вырезание ножницами, застегивание пуговиц, развязывание и завязывание шнурков, сборка и разборка мелких деталей набора «Конструктор».
Учебная мотивация Игра «в школу» с близкими является очень эффективным домашним заданием, выполняемым к тому же с интересом и носящим развивающий характер. Все родственники должны поддерживать игру «в учителя». Позиция учителя позволяет создать условия для развития интереса к познанию. Искренне интересоваться школьной жизнью, расспрашивать о школе. Делиться своим школьным опытом. «Всеми своими «достоинствами»  делиться не надо!» (например, «я всю жизнь был такой и ничего»). Поощрение (хвалить ребенка не самого по себе, а какую-то его черту поведения, результат его деятельности). Создавать ситуации успеха (длительный неуспех обычно приводит к снижению самооценки, к проявлению тревожности, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками).
Трудности личностного характера   Поиграйте с ребенком! Дайте ему роль того персонажа, качеств которого, на ваш взгляд, ему не хватает. Например, если ваш ребенок излишне пуглив, дайте ему сыграть роль злого персонажа, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен, пусть сыграет тихого мудрого героя и почувствует, что общаться с окружающими можно и мирно.

Клуб «Подготовишки»

План встреч с родителями и детьми с января по май

           В середине учебного года, когда до школы остается совсем мало времени, родители становятся более требовательными к своим детям и допускают серьезные ошибки. Например, перегружают ребенка курсами подготовки к школе, оценивают только его знания, а не поведение в целом. Чтобы рассказать, какие навыки и умения нужно развивать у ребенка на этом этапе, пригласите их на совместные встречи  в семейном клубе.

Цели клуба «Подготовишки»

Сформировать психологическую готовность старших дошкольников к обучению в школе; повышать психолого-педагогическую компетенцию родителей в этом вопросе.

Задачи:

  • Развивать у детей познавательную активность, интерес к школе;
  • Активизировать умственную деятельность дошкольников;
  • Познакомить родителей с игровыми упражнениями для интеллектуального развития детей;
  • Формировать у детей умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной ситуации;
  • Создать условия для совместной деятельности детей и родителей;
  • Учить родителей понимать эмоциональный мир собственного ребенка.
  •  

Как организовать встречи в клубе

           Встречи с родителями и детьми проводите регулярно с января по май – 1 раз в месяц. Чтобы была возможность уделить внимание каждому, не приглашайте более 8 семей. Встречи организуйте в музыкальном зале. Чтобы обращаться к участникам встречи по имени, при входе в зал раздайте им бейджики на одежду.
          В роли ведущего встречи может выступить педагог-психолог или воспитатель. Лучше, если оба педагога участвуют в этой работе. Это позволит разделить нагрузку, когда они готовятся к встрече и во время общения с участниками клуба.
Тематику и содержание встреч планируйте заранее с учетом знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые необходимо приобрести воспитанникам до школы. Регулярно посещают клуб обычно не более 4-5 семей и их состав постоянно меняется. Поэтому каждая встреча должна быть самодостаточной по содержанию. Это позволит педагогам доносить до родителей запланированную информацию и не ссылаться на предыдущую встречу.

Какие этапы включают встречи

           Каждая встреча с родителями в клубе длится не более часа и включает четыре этапа. На организационном этапе ведущий приветствует участников встречи.

           Чтобы создать нужную атмосферу, сплотить группу, развивать умение сотрудничать, ведущий проводит игры-приветствия и игровые разминки. Обычно такие игры становятся ритуалом. Длительность приветствия 2-5  минут.

            На основном этапе ведущий предлагает участникам различные задания и упражнения. Их цели – развивать у детей фонематический слух, внимание, память, пространственную ориентировку, словесно-логическое мышление, восприятие, навыки выступления перед аудиторией, снять внутреннее напряжение.
Родители выполняют задания и упражнения вместе с детьми. Это прибавляет дошкольникам уверенности в себе и формирует адекватную самооценку. Дошкольники учатся взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, что важно для успешной адаптации в школе.

Также на этом этапе ведущий знакомит родителей со здоровьесберегающими технологиями и развивающими образовательными методиками и технологиями.

            На заключительном этапе ведущий проводит рефлексию. Предлагает участникам встречи выполнить дыхательные упражнения под музыку и расслабиться. Чтобы получить обратную связь, ведущий задает детям и родителям вопросы. Например, «Что было самым сложным и самым интересным?», «Что запомнилось больше всего?». Также рефлексию можно провести в игровой форме, когда участники передают друг другу мяч и говорят о своих впечатлениях от встречи.

План

встреч в клубе «Подготовишки»

с родителями и детьми подготовительной к школе группы

Срок проведения Задачи Содержание встречи Ведущий встречи
Январь Подготовить детей и родителей к совместной деятельности. Развивать у детей предпосылки к учебной деятельности, исполнительские способности, волевые качества. Развивать зрительное внимание, память, воображение, творческое мышление. Создавать условия для тренировки самостоятельности, инициативности, ответственности, умения сосредотачиваться Знакомство участников; Игра-приветствие; Игра на внимание «Светофор»; Упражнение «Запоминай-ка»; Рисование на манке: — разминка — упражнение «Повтори»; Рефлексия   Педагог-психолог, воспитатель (по возможности)
Февраль Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное отношение к окружающему миру, заинтересованность в достижении цели. Развивать логическое мышление. Познакомить родителей с методикой «Гимнастика мозга» и основными упражнениями Знакомство-приветствие; Упражнение «20 секунд»; Игра «Обобщающие слова»; Теоретическая часть: методика «Гимнастика для мозга»; Практическая часть – упражнения:
«Кнопки мозга»; «Крюки»; «Думающая шапочка»; «Ленивые восьмерки»; «Позитивные точки»; «Двойные рисунки» Рефлексия
Педагог-психолог, воспитатель (по возможности)
Март Способствовать развитию групповой сплоченности. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь. Познакомить родителей и детей с техникой публичного выступления «Рассказ о себе (семье)» Знакомство-приветствие. Разминка «Передай мяч». Артикуляционная гимнастика. Игра «Противоположности». Игра «Сочини историю по картинкам». Упражнение «Публичное выступление» Рефлексия Педагог-психолог, воспитатель (по возможности)
Апрель Развивать групповую сплоченность. Улучшать детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь, внимание, слуховую память, пространственную ориентировку. Познакомить родителей и детей с арт-терапевтическим упражнением «Дерево моих достижений» и создать дерево Знакомство-приветствие; Игра «В школу я иду и с собой беру…»; Упражнение «Чем похожи, чем различны?»
Подвижная игра «Море волнуется» Задание «Рисование по памяти» Игра «Муха» Упражнение «Дерево моих достижений» Рефлексия Вручение буклетов родителям будущих первоклассников
Педагог-психолог, воспитатель (по возможности)
Май Развивать групповую сплоченность. Улучшать детское-родительские отношения в ходе совместной деятельности. Формировать у детей позитивное восприятие окружающего мира, заинтересованность в достижении цели. Развивать словесно-логическое мышление, речь, внимание, восприятие. Познакомить родителей и детей с арт-терапевтическими упражнениями «Герб семьи» и «Я – школьник» Приветствие; Игра «Рисунки на спине…»; Игра «Скажи наоборот»; Подвижная игра «Аисты, вороны и воробьи»; Творческое задание «Я – школьник»; Творческое задание «Герб семьи»; Подведение итогов встреч в клубе; Рефлексия Педагог-психолог, воспитатель

Методические рекомендации по проведению релаксационной гимнастики после сна

       Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.

Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку, раздвинуть шторы, для поступления солнечного света — открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

1. устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

2. увеличить тонус нервной системы;

3. усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды, поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма. Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур, свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость к различного рода заболеваниям.

В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений.Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т. д.

Пока дети спят,педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3—5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

1. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.

2. Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей — положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики — 2—З минуты.

3. Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения хатха-йоги («Кошечка», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др.). Они выполняются в течение 2—З минут.

4. Затем дети вновь переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточно длительном выполнении дыхательных упражнений. Увеличивать их дозировку нужно постепенно от 0,5—1 до 5—7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

5. После этого дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обширное умывание, обливание рук прохладной водой и т. п.).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12—15 минут.

Важно проводить в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровления детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие.