МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

         Активное внедрение новых образовательных стандартов обусловило необходимость пересмотра отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса и поиска новых путей совершенствования педагогической деятельности.

        Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач:

— внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения;

— создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей;

— повысить показатели качества работы кадрового состава за счет привлеченных педагогов.

Организация дополнительного образования в ДОУ

         Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что реализация учебно-воспитательного комплекса в детском саду происходит путем объединения основного и вариативного образования. Поэтому организация дополнительного образования в ДОУ должна характеризоваться:

дифференцированностью, то есть возможностью использования программных разработок для обучения детей с разными стартовыми возможностями;

деятельностным характером — ориентированностью на развитие личности ребенка;

—  направленностью на повышение социализации воспитанников.

       Проектирование системы дополнительного образования в детском саду — сложный многоэтапный процесс, который может быть осуществлен только при обстоятельной пошаговой проработке, предусматривающей:

      1.Определение спектра востребованных услуг дополнительного образования. В данном случае руководителю ДОУ важно действовать, опираясь на пожелания потребителей услуг — детей и их родителей, мнение которых можно учесть в ходе проведения фронтальных опросов, бесед, групповых консультаций.

       2. Подготовка проекта, основанного на соотнесении родительских пожеланий, материально-технических и кадровых ресурсов, программы развития детского сада и других ключевых элементах обеспечения учебно-воспитательного процесса.

       3. Назначение ответственный педработников по каждому выбранному направлению вспомогательной воспитательной работы, которые обязаны подготовить документы по перспективному планированию и приобщиться к решению ключевых организационных вопросов.

      4.Формирование нормативной базы: подготовка приказов о предоставлении в детском саду платных образовательных услуг, проектов договоров с родителями, внесение изменений в должностные инструкции педработников.

      5.Проведение информативно-ознакомительной компании: организация бесед с воспитателями по поводу участия в реализации комплекса допобразования, общесадовского родительского собрания, подготовка информационных листов и памяток для членов семей, проведение выставок детских работ, концертов, «дней открытых дверей» и других мероприятий, иллюстрирующих потенциал новых образовательных услуг.

        6. Подписание договоров с заинтересованными родителями и специалистами.

       7. Обеспечение контроля качества оказываемых услуг, налаживание функций обратной связи с представителями семей.

       В структуре дополнительного образования важно выделять бесплатные и платные образовательные услуги, разницу между которыми должны знать все участники учебно-воспитательного процесса.

       Бесплатные интегрируются с основным учебным планом, по сути являясь его вариативными элементами, а значит их реализация способствует снижению нагрузки на ребенка, в то время как платные услуги, реализуемые в ДОУ, не входят в программный базис, а потому финансируются исключительно за счет средств заинтересованных родителей, а не федерального бюджета.

       Вместе с тем независимо от характера услуг ценность дополнительного образования остается неизменно высокой ввиду возможности расширения навыков учебной деятельности воспитанников, проектированию полученных знаний и закрепленных умений в реальном жизненном пространстве, созданию положительной мотивации для дальнейшего саморазвития детей  и ведения творческого поиска.

Направленности дополнительного образования в ДОУ

         Комплекс вариативных расширений программного минимума характеризуется большим разнообразием направлений, охватить в рамках работы единого педагогического коллектива не представляется возможным. Основные направленности дополнительного образования в ДОУ сформированы, поэтому руководитель детского сада, опираясь на мнение воспитателей и родительской общественности, вправе выбирать тематику вспомогательной учебно-воспитательной деятельности, которая в условиях конкретного детского сада будет оптимальной. При принятии этого решения важно учитывать:

  1. Профессиональные возможности и потенциал кадрового состава.
  2. Содержательные особенности образовательного комплекса, нуждающиеся в усилении за счет вариативных форм (так, при значительном снижении показателей здоровья воспитанников целесобразно первоочередно реализовать физкультурно-оздоровительные программы).
  3. Вероятность расширения и усовершенствования материально-технической базы.

Направления дополнительного образования в ДОУ

Программы дополнительного образования в ДОУ Особенности применения
Художественно-эстетического цикла Ввиду того, что художественно-эстетическое воспитание является одним из базовых методов формирования личностных качеств дошкольника в вопросах осознания нравственной стороны действительности, получения образного опыта, в рамках данного цикла представлен комплекс программных разработок, основанных на приобщении воспитанников к различным видам искусства: литературе; музыке; живописи. Дополнительное образование дошкольников художественно-эстетической направленности реализуется через стимулирование развития творческого начала в процессе речевой и музыкальной деятельности, оформления авторских работ, создания композиций, знакомства с различными методами и формами творчества.
Этнокультурные Этнокультурологическое воспитание в детском саду базируется на идее знакомства детей с историческим прошлым народа, национальными традициями, основами краеведения, поэтому оно тесно связано с привитием патриотических ценностей и может представляться в рамках единого комплекса.
Культурологические В ходе занятий, реализуемых в рамках данного направления, создаются условия для всестороненнго образования детей в вопросах культурологического минимума: норм поведения и общения, построения социальных связей.
Интеллектуально-развивающие Интеллектуально-развивающее направление соответствует приоритетным образовательным потребностям родителей, стремящихся в полной мере реализовать природные возможности ребенка. Расширение интеллекутального потенциала воспитанников в ходе занятий осуществляется посредством развивающих игр, тренингов, экспериментаторской и проектной деятельности.
Коммуникативно-речевые Востребованность логопедических услуг обуславливает необходимость обязательного включения в комплекс допобразования коммуникативно-речевых занятий, направленных на: расширение активного словаря детей; овладение звуковой культурой речи; построения монологов и диалогов; тренировку навыков формулирования связных содержательных высказываний.
Экологические Возрастание значимости деятельности человека в природе обуславливает необходимость систематически расширять и дополнять представления детей о мире живой природе, формировать основы экологического миропонимания. Благодаря дополнительным занятиям по экологическому профилю дети участься осознавать суть причинно-следственных связей, прогнозировать простые природные явления, проявляют гуманность и охотно принимают участие в природоохранной деятельности.
Физкультурно-оздоровительные Педагогическая работа по данному направлению может реализоваться как силами ДОУ (путем включения в комплекс образовательных услуг дополнительных занятий различной направленности — гимнастики, танцев, оздоровительных тренировок), так и на базе построения комплексной модели сотрудничества с ближайшими объектами социальной инфраструктуры (спортивными школами, танцевальными классами).

Программы дополнительного образования в ДОУ

         Разработка программы дополнительного образования в ДОУ воспитателем Чтобы учебно-воспитательный комплекс в детском саду отвечал потребностям детей и родителей в полной мере, необходимо обеспечить вариативность его содержания, что в полной мере относится и к дополнительному образованию в ДОУ, в том числе к кружковой работе. Воспитатель самостоятельно готовит программу, учитывая запросы детей, семьи, образовательного учреждения, местные традиции, а также собственные интересы и умения. С целью реализации требований ФГОС ДО (полное название — Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования) педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Организация дополнительного образования должна решать такие задачи:

—  формирование социально-востребованных знаний и навыков у детей: умений самостоятельно ставить цели и добиваться их, адаптироваться к новым социальным условиям, проявлять активность;

—  развитие творческих способностей, любознательности и самостоятельности у воспитанников.

         Для реализации поставленных задач в работу следует включать метод проблемного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, задания, предполагающие работу с информацией.

         Примером удачно организованной дополнительной деятельности является создание мультфильма, который для детей является очень привлекательным и включает различные виды детской деятельности: игровую, речевую, изобразительную, познавательную, музыкальную и пр. В процессе работы над мультфильмом у воспитанников развивается активность, любознательность, способность контролировать свое поведение, эмоциональная отзывчивость, умение коммуницировать с окружающими и т.д.

        В общем случае алгоритм разработки программы выглядит следующим образом:

—  анализ образовательных задач, исходных данных и потребностей;

— определение целей учебно-воспитательной деятельности;

— изучение требований нормативных документов;

— составление программно-методического комплекта;

—  определение структуры программы;

—  планирование образовательного процесса;

—  выбор критериев контроля;

—  определение критериев освоения программы.

           Результатом обучения детей по программе дополнительного образования в детском саду выступает достижение ими планируемого уровня развития личностных качеств, формирование определенного объема знаний, навыков и умений. Контроль знаний, умений и навыков позволяет выполнять обучающую, воспитательную, проверочную, корректирующую функции. При этом проверочные средства должны соответствовать содержанию учебной программы.

        Как определить, что программа допобразования является пригодной для использования в учебном процессе? Стоит проанализировать ее на соответствие таким требуемым характеристикам:

актуальность – помогает ли программа решить существующие проблемы обучения; прагматичность – соответствует ли она требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня; реалистичность – насколько возможной является полная реализация программы; контролируемость – возможность измерить достижение результатов в процессе и после прохождения программы;

вариативность – насколько программа может адаптироваться при отклонениях от намеченного плана.

Система дополнительного образования в ДОУ: организация кружков

         Кружки представляют собой свободное и неформальное объединение детей в группу для занятий, основанных на их интересах. Работа в тематических объединениях строится на базе дополнительного материала к задачам программы и осуществляется под руководством воспитателя.

          Организация кружков в системе дополнительного образования в ДОУ помогает повысить качество учебно-воспитательного процесса.

          По ФГОС кружки как форма допобразования выполняют такие функции: образовательная: воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области;

социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться;

коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности;

воспитательная: методика работы, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма.

           Использование кружковой деятельности в детском саду может преследовать следующие цели:

        углубление базовых знаний, опережающее или компенсирующее развитие;

        при работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную Программу;

        развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций.

        Кружки как одна из форм дополнительного образования в ДОУ регулируется такими документами, как образовательная программа ДОУ, которая утверждена приказом руководителя, уставом, Положением о кружке, планом работы на год, Программой, которая включает цели и задачи, описывает планируемый результат от посещения детьми кружка, расписанием, списком воспитанников, документами, которые позволяют определить результативность работы кружкового объединения (диагностические карты).  

         Для успешной организации работы кружка педагог должен следовать такому алгоритму:

Ознакомление с нормативно-правовой базой.

Поиск потребностей ДОУ, детей и родителей.

Анализ результатов усвоения детьми госпрограммы дошкольного образования.

Разработка программы и плана на учебный год, их утверждение у руководства ДОУ. Реализация запланированной работы в кружке.

Анализ полученных результатов.

Демонстрация результативности обучения педагогам и родителям.

        Стоит помнить, что участие в кружках является добровольным. Детям должно быть интересно и комфортно на занятиях, а для этого следует грамотно организовать рабочее пространство, предоставить детям возможность заниматься по силам, делать подачу материала в легкой, игровой форме.

         Воспитатель, который организует кружок, может выбирать различные формы взаимодействия:

с детьми: развивающие занятия, прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;

с педагогами (речь идет преимущественно о наставничестве молодых специалистов): консультации, семинары и вебинары, мастер-классы;

с родителями: доклады, консультации, беседы, информирование через сайт.

          Кружки также могут различаться по направлению развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Тематика выбирается в зависимости от интересов детей и задач педагога.

        При составлении программы дополнительного образования в детском саду следует учитывать возрастные особенности детей, их опыт, нормы нагрузки, а также необходимость согласования основной и вариативной программы образования в ДОУ.

       Разработанная программа оформляется по такой схеме:

       Титульный лист.

       Пояснительная записка с указанием актуальности, целей, задач работы.

       Ожидаемые результаты.

      Учебно-тематическое планирование.

       Методы диагностики, диагностические карты.

        Список используемой литературы.

        Таким образом, дополнительное образование в ДОУ позволяет значительно расширить имеющийся методологический инструментарий педагога. Однако достижение поставленных результатов возможно, если у воспитанников сохраняется высокий интерес и мотивация. Поэтому воспитателю следует провести тщательную подготовку к дополнительным занятиям, убедиться в их эффективности и актуальности.

Если Вам заинтересовала эта статья, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0.
Оставить комментарий