ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК РЕСУРС РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

           Основным ориентиром в интеллектуальном развитии дошкольников является образовательный стандарт, для достижения которого необходимо обогатить ребенка знаниями, стимулирующими его интерес к познанию, пробудить желание к самостоятельной деятельности. Знания, добытые самостоятельно, являются более осознанными и прочными. Опыт ребенка накапливается и усваивается в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослыми. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы взаимопонимания и взаимосвязи объектов живой и неживой природы.

          Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает базовые ценности российского дошкольного образования:

— поддержку, специфику и разнообразие детства;

— сохранение уникальности и самооценки дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

— личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

— уважение личности ребенка, как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;

— осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;

— обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

           Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее.

          Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

          Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

          В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

          Цель исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации — формирование у дошкольников способность к исследовательскому типу мышления.

          Еще раз отметим, что в системе дошкольного образования исследовательская деятельность часто связана с проведением опытов, экспериментов.

3. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         Существуют следующие методы и приемы организации исследовательской деятельности, используемые в практике дошкольного образования: 

— наблюдения;

— опыты (экспериментирование) (например, cостояние и превращение веществ; движение воздуха, воды;cвойства почвы и минералов;условия жизни растений и др.);

— классификация(например, в форме коллекционирования: виды растений;виды животных;виды строительных сооружений; виды транспорта;виды профессий и др.);

— cравнение;

— анализ;

— моделирование (например, создание моделей об изменениях в неживой природе) и др.

4. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ   ДОШКОЛЬНИКОВ

          Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на такие вопросы как: Как я это делаю? зачем я это делаю? Что хочу узнать?

          Результатом исследовательской деятельности является приобретенный опыт видения предметов и явлений. У ребенка развивается внимание, зрительная и слуховая чувствительность, расширяется словарный запас.

          Термин «экспериментирование» понимается как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

          В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

          Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

          Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

         Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п.

          В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

          Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

           Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

          Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

          Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

          Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.

          Детское экспериментирование включает следующие этапы:

  • мотивация;
  • выявление проблемы,
  • выдвижение гипотезы (предположения) о способах решения проблемы;
  • постановка цели (при необходимости — задач);
  • разработка плана проведения эксперимента;
  • поиск ресурсов для реализации намеченного плана;
  • реализация плана эксперимента;
  • оформление результатов;

— формулировка выводов;

— рефлексия.

Понятно, что присутствие всех (отсутствие некоторых) этапов в процессе экспериментирования, а также роль взрослого и степень самостоятельности детей зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей.

           В процессе экспериментирования на различных его этапах возможно использование следующих приемов:

  • демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности;
  • лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.);
  • реальные и виртуальные путешествия (например, по карте, по реке времени и пр.);
  • эвристические беседы;
  • дидактические игры;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

— трудовые поручения, действия и пр.

5. УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА, КАК ЭЛЕМЕНТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

           Для проведения экспериментов полезно оформить специальную зону: уголок в групповой комнате и выделить отдельное помещение.

Дети должны быть ознакомлены с правилами экспериментирования, например:

— экспериментировать можно только в присутствии и с разрешения педагога;

— необходимо брать только нужные для эксперимента материалы;

— при работе с сыпучими материалами — пользоваться подносом;

— нельзя пробовать на вкус вещества без разрешения взрослых;

— после эксперимента нужно вымыть руки и оборудование;

— после экспериментирования все материалы необходимо вернуть на свое место.

Оборудование для исследовательской деятельности (пример):

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.

2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7.  Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.

10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

13. Лопатки, грабли, лейки.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для  самостоятельной исследовательской деятельности.

         Для поддержания интереса к исследовательской деятельности в уголке экспериментирования могут «жить» персонажи, которых можно придумать и сделать совместно с детьми и родителями.

         Дети дошкольного возраста задают много вопросов. Часто этим же занимается веселый, озорной и любопытный Незнайка, который приходит в нашу группу из волшебного Цветочного города. Он «участвует» в экспериментах, «приносит» интересные вещи юным исследователям. У Незнайки есть яркие нарукавники и фартук для нужных и интересных вещей. Всё это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности. Можно создать уголок «Школа Незнайки» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности.

Если Вам заинтересовала эта статья, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0.
Оставить комментарий