«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
К. Д. Ушинский.
Вот и уснули мои почемучки и любознайки. Какая неповторимая, уютная тишина укрывает в это время детский сад. Заботливо поправляю откинутые одеяла, будто укрываю маленькие росточки от холода и жизненных невзгод.
Уснули будущие ученые и исследователи, поэты и композиторы, спортсмены и художники. Я так хочу, чтобы все они стали успешными людьми. Но для этого я должна быть успешным педагогом. «Если не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей? », — считал древнекитайский философ и мудрец Конфуций. За многие годы работы воспитателем детского сада я научилась многому. Вспомнила детство. Научилась играть, потому что именно с помощью игры я нашла подход к детям.
Вот и сейчас я беру детские кубики и начинаю играть — строить лесенку успешности для педагога детского сада.
Первая ступенька. Что это может быть? Несомненно это любовь к детям. В работе с детьми дошкольного возраста она особенна необходима. Я заменяю детям маму в ее отсутствие. Ребенок ждет от меня такого же внимания, теплоты, ласки, готовности прийти на помощь, защитить, утешить — ждет любви. Любовь не слепая и не только к избранным, а к каждому ребенку — и к тому, кто уверенно заявляет о себе, и к робкому, неуверенному; к спокойному, покладистому и к трудному, дерзкому, неугомонному.
Вторая ступенька — профессиональное мастерство. Общество развивается в стремительном темпе, воспитание и образование должны идти в ногу со временем. Современный педагог — это педагог, способный к проектированию и реализации социально-педагогических условий развития и становления человека. Ему присущи инновационный стиль мышления, потребность в самообразовании, в необходимости применять новые современные педагогические технологии.
На третью ступеньку я поставлю творческий поиск. Воспитателю постоянно приходиться искать наиболее оптимальные решения педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты. Все это требует от современного педагога самостоятельности, находчивости, способности к творчеству. «В своей основе педагогический труд — это настоящий творческий труд и стоит близко к научному исследованию,» — писал выдающийся советский писатель и педагог В.А.Сухомлинский .
Следующую ступеньку успешности современного педагога я обозначу, как социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей я работаю не одна: второй воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Успех нашей совместной деятельности в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям, согласовать свои действия, готовность оказать помощь в работе. Наличие таких качеств положительно повлияет на эффективность педагогической работы.
Еще одна ступенька — эмоциональная выразительность. Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий- развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени будут способствовать именно такие качества.
Растет моя лесенка успешности. Вот еще ступенька — эмоциональная устойчивость, сдержанность, терпение. Способность воспитателя управлять собой, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей играет важную роль в воспитании детей.
Важными обозначу и такие ступени, как тактичность , юмор, оптимизм. Слово «такт» (от лат. tactus — прикосновение, ощущение) означает чувство меры, создающее умение держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.
Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка. О значении юмора и оптимизма для успешности педагога известный отечественный врач и педагог Е. А. Аркин отметил так: « Не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей его работы связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах. Педагог должен осознать огромное плодотворное значение жизненного оптимизма для воспитательной работы и культивировать его в себе».
А на самой верхней ступеньке я ставлю маленькую матрешку. Вот такая игра…
Известный польский педагог Януш Корчак писал: « Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть.»
Я люблю свою профессию. Я понимаю, чтобы быть в ней успешной, необходима постоянная работа над собой, как подьем по выстроенной лесенке. Я готова подниматься и совершенствоваться….