Эссе на тему «Портрет успешного педагога»

esse

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

К. Д. Ушинский.

Вот и уснули мои почемучки и любознайки. Какая неповторимая, уютная тишина укрывает в это время детский сад. Заботливо поправляю откинутые одеяла, будто укрываю маленькие росточки от холода и жизненных невзгод.

Уснули будущие ученые и исследователи, поэты и композиторы, спортсмены и художники. Я так хочу, чтобы все они стали успешными людьми. Но для этого я должна быть успешным педагогом. «Если не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей? », — считал древнекитайский философ и мудрец Конфуций. За многие годы работы воспитателем детского сада я научилась многому. Вспомнила детство. Научилась играть, потому что именно с помощью игры я нашла подход к детям.

esse2

Вот и сейчас я беру детские кубики и начинаю играть — строить лесенку успешности для педагога детского сада.

Первая ступенька. Что это может быть? Несомненно это любовь к детям. В работе с детьми дошкольного возраста она особенна необходима. Я заменяю детям маму в ее отсутствие. Ребенок ждет от меня такого же внимания, теплоты, ласки, готовности прийти на помощь, защитить, утешить — ждет любви. Любовь не слепая и не только к избранным, а к каждому ребенку — и к тому, кто уверенно заявляет о себе, и к робкому, неуверенному; к спокойному, покладистому и к трудному, дерзкому, неугомонному.

Вторая ступенька — профессиональное мастерство. Общество развивается в стремительном темпе, воспитание и образование должны идти в ногу со временем. Современный педагог — это педагог, способный к проектированию и реализации социально-педагогических условий развития и становления человека. Ему присущи инновационный стиль мышления, потребность в самообразовании, в необходимости применять новые современные педагогические технологии.

esse3

На третью ступеньку я поставлю творческий поиск. Воспитателю постоянно приходиться искать наиболее оптимальные решения педагогических задач, организовывать смелые и тонкие эксперименты. Все это требует от современного педагога самостоятельности, находчивости, способности к творчеству. «В своей основе педагогический труд — это настоящий творческий труд и стоит близко к научному исследованию,» — писал выдающийся советский писатель и педагог В.А.Сухомлинский .

Следующую ступеньку успешности современного педагога я обозначу, как социально-психологическую готовность к совместной деятельности. Ведь с группой детей я работаю не одна: второй воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Успех нашей совместной деятельности в значительной степени зависит от умения договориться о единстве в подходе к детям, родителям, согласовать свои действия, готовность оказать помощь в работе. Наличие таких качеств положительно повлияет на эффективность педагогической работы.

esse4

Еще одна ступенька — эмоциональная выразительность. Влияние взрослого на ребенка протекает чаще всего путем бесед, игр, занятий- развлечений и т. п. Успеху в этом процессе в значительной степени будут способствовать именно такие качества.

Растет моя лесенка успешности. Вот еще ступенька — эмоциональная устойчивость, сдержанность, терпение. Способность воспитателя управлять собой, не раздражаться, своевременно и незаметно для окружающих преодолеть, «погасить» в себе негативные реакции в ответ на непослушание ребенка, некорректное поведение родителей играет важную роль в воспитании детей.

Важными обозначу и такие ступени, как тактичность , юмор, оптимизм. Слово «такт» (от лат. tactus — прикосновение, ощущение) означает чувство меры, создающее умение держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия.

esse5

Тактичный воспитатель не допустит грубых, оскорбительных замечаний по отношению к ребенку и его родителям, к коллегам, няне. Не снижая требовательности к воспитаннику, он постарается проявить к нему теплоту, доброжелательность, окажет доверие силам, возможностям ребенка. О значении юмора и оптимизма для успешности педагога известный отечественный врач и педагог Е. А. Аркин отметил так: « Не надо требовать от воспитателя шумного веселья, раскатистого смеха, но успех всей его работы связан с радостным восприятием жизни во всех ее многообразных проявлениях и твердой спокойной уверенностью в своих силах. Педагог должен осознать огромное плодотворное значение жизненного оптимизма для воспитательной работы и культивировать его в себе».

А на самой верхней ступеньке я ставлю маленькую матрешку. Вот такая игра…

esse6

Известный польский педагог Януш Корчак писал: « Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться, чтобы не обидеть.»

Я люблю свою профессию. Я понимаю, чтобы быть в ней успешной, необходима постоянная работа над собой, как подьем по выстроенной лесенке. Я готова подниматься и совершенствоваться….

Если Вам заинтересовала эта статья, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0.
Оставить комментарий