Психологический кризис 6-7 лет

crisis

По мнению Битяновой М.Р. адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

Важно понимать, что невозможно стать школьником в один момент. Ребенку необходимо разъяснять, в каких ситуациях он должен быть школьником, а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Привыкание ребенка к школе длиться от 2-3 месяцев до 1,5 лет.

Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.).

Самоукина Н.В. выделяет следующие условия адаптации ребенка к школе:

  • смена социальной позиции ребенка (из дошкольника в ученика). Новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным, большие нагрузки;
  • смена ведущей деятельности (игровую — сюжетные и ролевые игры, фантазия, импровизация на учебную — запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу);
  • психологическая адаптация через социальное окружение. Учитель (от отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, последствия — плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе, склонны к асоциальным поступкам). Класс (насколько прочно ребенок смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников). Семья (необходимость в эмоционально комфортной обстановке дома);
  • острая проблемой является сдерживание двигательной активности инициативного ребенка и активизация вялых и пассивных детей.

crisis2

С началом обучения в школе у детей могут возникать специфические реакции: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность.

Также необходимо учитывать уровень развития и организации психических процессов детей данного возраста. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требует от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Но наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Это несовершенство проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

crisis3

Моторные навыки, мелкие движения рук у них еще очень несовершенны, что вызывает трудности при овладении письмом. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько ребенок управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет.

Пути и способы поддержки и помощи ребенка в адаптационный период

(открыть и загрузить файл в формате pdf)

Если Вам заинтересовала эта статья, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0.
В магазине пультов можно купить пульт lg .
Оставить комментарий